JOINT PROJECT
ZYF G
LEXX CLUSTER

Defcon 4 (“Последняя надежда”)

В недалёком будущем три астронавта занимаются своими делами на орбитальной космической станции, оснащённой ядерным оружием, как вдруг начинается Третья Мировая война. Они застревают на орбите, им теперь некуда деться, и они решают подождать, пока мир не станет менее радиоактивным, и тогда они смогут вернуться домой. Это не самое лучшее, что они могут сделать в данной ситуации, однако имеет смысл. По несчастью они оказываются выброшенными с орбиты и умирают один за другим, пока болтаются между неотёсанными людоедами, голодающими беженцами, школьницами, мальчиком-тираном и пост-ядерным обществом рабов и солдат.

В отличие от “Безумного Макса”, это не пригожий фильм с видами бесконечных пустынь, быстрых машин и садо-мазо фриков с ирокезами. Вместо этого все грязные, голодные, люди носят ту одежду, в которой их застигли обстоятельства — костюмы, домашняя или повседневная одежда. Всё совершенно отвратительно, и жестокость сочится изо всех щелей. Фильм был снят на ограниченный бюджет, и его дешевизна заметна, как это обычно бывает. Но можно сказать что здесь это даже в плюс, так как усиливает ощущение отвратительности. С другой стороны, события быстро развиваются — сюжета хватило бы на 3 или 4 фильма, и действие не провисает настолько, чтобы наскучить.

В этом фильме также нашлось несколько призрачных предзнаменований ЛЕКСС — фашистская диктатура, “герои поневоле”, которые хотят только сбежать, неотёсанные каннибалы и т.д. Есть некая Лекссо-подобность в странных развитиях сюжета, куски диалогов постоянно уходят в сторону. Например: герой пойман персонажем Мори Чайкина, каннибалом-мутантом. Но в ту минуту, когда он связан и каннибал уходит, внезапно появляется школьница в униформе. Минутами позже попытка астронавта выменять свою жизнь на еду становится абсурдной, как только разговор поворачивается в сторону сосков.

********

“Я ответил на забавное объявление, — вспоминает дизайнер Эмануэл Яннаш о своём участии в Defcon 4, — Пол хотел трёх разных дизайнеров, одного для создания укрепления, другого для космического корабля, и третьего для кабины Винни, чтобы все они выглядели по-разному”. Этот подход позднее появится в первых двух сезонах ЛЕКСС.

Джефф Пастил и Алан МакГилливари вернулись в качестве актеров. За кадром появились Корделл Уайнн и Дейв Албистон, которые снимали иллюстрации и помогали со спецэффектами.

Съёмки были настоящим стихийным бедствием. Через две недели после начала съёмок они уже на две недели выбивались из графика, всё шло наперекосяк — снова братья Донованы отхватили кусок больше, чем могли съесть. Пол Донован, вспоминая этот опыт, описывает его как “бежать впереди приливной волны”.

“У нас всё ещё не хватало опыта, — рассуждает Крижан, — и это был весьма амбициозный проект. Мы снимали на старом складе, был конец ноября и стояла очень холодная погода. Ассистент кинооператора был неопытным и часть материала оказалась отснятой не в фокусе. Это был один из тех ужасных осенних месяцев, когда шёл дождь. Было холодно, и съёмки были на пляже, мы остановились в одном из пустующих летних местечек без отопления и воды. Съёмочная группа была весьма несчастлива. Представьте, каково это — работать целый день, а потом идти в холодный фермерский дом и ложиться в кровать в зимнем свитере и не иметь возможности принять душ в течение 5-6 дней”.

По словам Крижана, тогда случилась одна интересная вещь. “Полу пришлось избавиться от одного из актёров, потому что ему не нравилось, как он играл. Всем остальным вроде бы нравилось, но Полу нет. Это был большой астронавт, Джон. Мы все думали: “Боже, что здесь происходит?” Но через две недели после начала съёмок мы уже отсняли много хорошего материала, он по просту избавился от актёра”.

Это весьма примечательно. Один из самых крутых сюжетных поворотов в Defcon 4, когда персонаж, который, казалось бы, наверняка станет героем, оказывается убит, и фокус фильма неожиданно смещается на следование за испуганным второстепенным персонажем. На самом деле это произошло случайно в ходе съёмок, но это сработало, и то же самое было намеренно сделано в первом сезоне ЛЕКСС, когда был убит другой возможный лидер, Тодин.

В Канаде это не оценили, там правительство поддерживало наполненные смыслом художественные фильмы о канадской идентичности. Критики реагировали неоднозначно; Леонард Малтин назвал это “самым мрачным фильмом своего времени, следующим за “К.Г.П.О.”, где события развиваются в подземельях”. С другой стороны, Патрик Голдстейн из “Лос Анджелес Таймс” назвал это “остросюжетной динамичной драмой, описывающей страшные и пугающие последствия аварии”

Но что ещё важнее, фильм принёс много денег. Донован был достаточно удачлив и выпустил свой фильм в 1985 году, в середине того, что стало известно позднее как бум видео-проката.

До ранних 80-х для реализации фильмов существовало только два направления: кинотеатры и телевидение. А это означало ограниченное количество больших экранов и эфирного времени. Фильмы приходили и уходили. Потом появилось кабельное телевидение, но оно тоже было ограниченным по эфирному времени, количеству каналов, и фильм можно было поймать только во время трансляции.

А затем пришёл видеомагнитофон, бета и VHS, и мир изменился. Изначально топовые фильмы были очень дорогими для покупки. Магазины электроники, которые продавали видеомагнитофоны, стали собирать коллекции видео, которые можно взять напрокат — это помогало продавать технику. Прокат фильмов стал новой фишкой.

Внезапно видео-магазины стали вырастать повсюду, как грибы. Ты мог пойти туда и взять фильмы на своё усмотрение. Эти магазины очень нуждались в фильмах, в целых видеотеках.

Но проблемой было то, что крупные компании ещё не догадывались об открытии нового рынка. Как часто случается, они были слишком медленными, чтобы подхватить тренд. Вместо этого фильмы больших компаний были очень, очень дорогими. Видео-магазины не могли себе позволить их массовую закупку.

Но им нужно было как-то наполнять свои полки. Результатом стал быстро растущий новый рынок для небольших независимых компаний, которые могли штамповать кино быстро и регулярно. Это был золотой век для компании “Full Moon Features” и нового поколения низкобюджетных фильмов, а Salter Street была частью всего этого.

Как я уже говорил, Defcon 4 появился как раз в середине видео-бума в 1985 году, было продано 60 тысяч копий, что безусловно было отличным бизнесом. Братья Донован сами не обязательно сделали на этом много денег, но дистрибьюторы несомненно подзаработали. Что означало, что можно продолжать снимать фильмы.

Главный урок, который Донован усвоил из этой истории — это появление рынка для дешёвой научной фантастики. Он не был особо шокирован, ведь этот человек раньше рьяно верил в рынок для драм/комедий про подводные лодки во Вторую Мировую.

Следующим фильмом стал “Squamish Five”, вышедший годом позже, в 1986-м. Это был небольшой телефильм о группе подростков-идеалистов, желающих стать революционерами.

1 2 3 4 57 8 9